PostHeaderIcon «Внутренние» и «внешние» школы

zashitaШколы боевых искусств принято разделять на «внутренние» и «внешние». Это разделение более глубоко и многопланово, чем полагают многие европейские и американские специалисты — например, Р. Хаберзетцер — считающий деление на «Внутренние» и «внешние» школы аналогичным делению на «жесткие» и «мягкие». Однако дзюдо — «путь гибкости» и дзю-дзюцу — «искусство гибкости» — типичные «внешние» школы, а синь-и-цюань, при выполнении комплексов которого трясутся стены и о животы адептов которого профессиональные бойцы травмируют себе руки — тем не менее всеми признанный «внутренний» стиль. Основой разделения школ служат различные методы работы с сознанием ученика: характерной чертой «внешних» можно считать создание своеобразной суровой «обучающей Среды», «внешнего» дисциплинарного каркаса, искусственно формирующего пригодную к выживанию в экстремальных условиях личность; «внутренние» же школы ставят перед собой цель раскрытия «истинной природы» конкретного человека, воспитание в нем самом определенных жизненных установок, что делает невозможным существование каких-либо конкретных рекомендаций по методике подготовки или ведения боя, за исключением основоопределяющих моментов — «пять первоэлементов» син-и-цюань, «восемнадцать форм ладони» ба-гуа-чжан, «тринадцать принципов» тайцзи-цюань.

Комментарии запрещены.